Нет, нетушки, ну уж нет: Рецензия на научно-фантастический хоррор «Нет»

Выдающаяся сатирическая хоррор-комедия от режиссера оскароносного «Прочь»

Рецензии9 film.ru Найти с кем пойти в кино ►Смотреть трейлер

Трейлер

Нет, нетушки, ну уж нет: Рецензия на научно-фантастический хоррор «Нет»0 Нет (2022)
Nope
детектив, ужасы, фантастика
Режиссер: Джордан Пил
В ролях: Дэниэл Калуя, Кеке Палмер, Брэндон Переа, Майкл Уинкотт, Стивен Ян
Премьера: 25 августа 2022 года

О Джей (Дэниэл Калуя) и Эмеральд (Кики Палмер), владеющие небольшим ранчо недалеко от Голливуда и предоставляющие лошадей для съемок фильмов, обнаруживают инопланетную активность на своей земле. Точнее, в небе: что-то похожее на летающую тарелку открывает охоту на людей и прячется за облаками. Герои сначала хотят убежать, но потом решают запечатлеть «соусницу» (именно так они будут называть НЛО) на камеру, вот только есть одна проблема, когда она подлетает — все электрические приборы дают сбой.

Нет, нетушки, ну уж нет: Рецензия на научно-фантастический хоррор «Нет»1

Джордан Пил прославился благодаря скетч-шоу «Ки и Пил» и изначально был известен, как комедийный сценарист и актер. В 2017 он написал и снял «Прочь», за который получил «Оскар»: с наградой пришли большие бюджеты и творческая свобода. Через пару лет вышел очередной хоррор «Мы» — заметный, но уже чуть менее грандиозный. Никто не знал, чего ждать от третьего фильма Пила, закрепившего за собой звание мастера жанра, потому что по трейлеру было понятно примерно ничего. Тем интереснее зрителю гадать по кадрам и пытаться выяснить что его ждет. Станет ли сюжет понятнее, после просмотра кино? На первый взгляд это комедийный хоррор с сюреалистичным сюжетом, таким он может и оставаться, если не появится желание, отдирая слой за слоем, погрузиться в культурный контекст и проанализировать заложенный символизм. Оба варианта хороши, напрягаться никто не заставляет, кино все-таки развлекательное и, что самое важное, зрелищное.

Нет, нетушки, ну уж нет: Рецензия на научно-фантастический хоррор «Нет»2

Фильм начинается с цитаты Наума 3:6 «Я забросаю тебя грязью, буду относиться к тебе с презрением и выставлю тебя на всеобщее обозрение». Уже многообещающе: как известно, если в начале фильма цитируют Библию, стих лучше запомнить и вернуться к нему в конце. Далее герои обсуждают самый первый фильм в истории, и это не «Прибытие поезда», а «Салли Гарднер на галопе»: 24 движущиеся фотографии темнокожего жокея на бегущей лошади. Дискуссия продолжается обсуждением наездника, не вошедшего в историю, хотя имя режиссера и даже лошади указаны в открытых источниках. Этим диалогом Пил поднимает тему стирания «черной культуры» из кино, добавляя в интерьер героев постеры фильмов с Сидни Пуатье (первый темнокожий актер, получивший «Оскар»). Режиссер не акцентирует на «выбеливании» истории слишком много внимания, поэтому громкое социальное высказывание может восприниматься просто как интересный факт.

Впрочем, в «Нет» зашифрованы не только важные исторические факты, актуальные для нашей культуры, но и отсылка к великому анимационному шедевру «Акира», ремейк которого должен был снимать Пил, но в итоге выбыл из проекта. Дэниэл Калуя в одной из сцен носил худи с фильмом «Король скорпионов», частью съемочной группы которого он когда-то был. Одну из немало важных ролей в этом инопланетном беспределе играет оператор голливудских арт-фильмов, готовый пожертвовать собой ради «идеального кадра». Если сопоставить все эти маленькие детали с основной сюжетной линией — стремлением запечатлеть неопознанную летающую «соусницу» на видео, можно сделать вывод, что кино в первую очередь о поп-культуре и погоней за зрелищем. Но и к Науму вернуться никогда не поздно, потому что летающая хреновина в какой-то момент в прямом смысле забросает героев грязью, а вот кто кого выставит на всеобщее обозрение — другой вопрос.

Фильмы Пила всегда завязаны на социальной повестке, но никогда не подаются в нарочитой манере, стараясь вбить в голову зрителя простые истины. Режиссер делает зрелищное кино, и по сути оно похоже на мозаику составленную из маленьких фотографий: можно разглядывать отдельные детали, каждая из которых будет нести в себе историю, но если отойти на пару шагов назад, то вырисовывается цельная картина. Причем на эту картину можно любоваться очень долго, в этом большая заслуга оператора Хойте ван Хойтема («Интерстеллар») снявшего, наверное, пока что самые лучшие ночные сцены в истории кино.

Почему же фильм называется «Нет» (вообще сленговое слово nope в переводе звучит скорее как «ну уж нет», чем черствое «нет»)? Многие фанаты пытались расшифровать NOPE, как аббревиатуру, но все оказалось гораздо проще. Воспроизведите в голове несколько последних хорроров или слешеров, которые вы видели — ужасы в основном держатся на белых героях, которые ради любопытства спускаются в темные подвалы или идут в опасные места, после чего превращаются в фарш. У О Джея и Эмеральд на такие ситуации одна реакция: nope. За мной гонится огромная «соусница», может стоит выйти из машины и посмотреть, что там? Нетушки. Проверить, что за непонятные существа бегают по тёмному коридору? Нет, спасибо. Так что даже в случае, когда фильм насыщен культурными референсами, это не значит, что «скрытый смысл» нужно искать во всем. Можно просто наслаждаться зрелищем.

Источник: film.ru

Смотрите другие обзоры фильмов и трейлеров от команды KinoGames

Предлагаем почитать также: