Фильмы ужасов претерпели множество изменений, от готического вампира Беллы Лугоши до непонятного клоуна Оно. Фильмы ужасов занимают важное и прочное место, они не существуют в вакууме и не основаны на фиксированном наборе идей. Они развиваются в соответствии с духом времени, отражая и провоцируя дискурс поп-культуры.
Начиная со своего создания они породили бесчисленные поджанры, которые часто отражают определенный момент в истории. Сегодня я с командой то бишь с вами попытаюсь проследить как развивался ужас на протяжении всего пути, наша история возьмет свое начало с момента создания первого ужаса и плавно прошагает до наших дней. Мы исследуем самые мрачные уголки этого невероятного жанра кино.
Содержание:
Литературные корни ужасов 1800
Наверное, всегда существовали истории о другом, о нереальном о вымышленном мире. Эти мифы о сотворении мира есть во всех культурах они населены демонами, тьмой и прочей нечестью, которую следует почитать и бояться. Вспомните цербера, Минотавра, Медузу горгону и конечно же циклопа все они являются греческими мифологическими героями. У нас в России, сразу на ум приходит: Леший, Кощей бессмертный и конечно же Змей Горыныч.
Немые ужасы 1900
Первые фильмы ужасов появились на заре кинематографа, в 1890-х годах. Представьте черно-белую улицу или вокзал в то время эти медленно движущиеся кадры вызывали ужас, наверное, просто из-за цвета, а возможно перед неизведанным. Хронометраж был очень короткий без какого-либо сюжета.
Безмолвный ужас войны 1920
Ужасы 1920-х годов отражают последствия катастрофических военных лет и кошмары людей, которые пережили это. Эти навязчивые немые фильмы во многих случаях были сняты ветеранами, которые выбрались, но навсегда изменились. Не имея возможности буквально документировать свой опыт с линии фронта, эти истории были основаны на фольклорных или сверхъестественных фантазиях, поскольку просто выжить – казалось нереальным.
Ужас начинает говорить — и кричать 1930
Звук произвел революцию в кинематографе по всем направлениям и оказал огромное влияние на жанр ужасов. Звуковые эффекты добавили дополнительное измерение ужасу, от скрипящих дверей до шагов и раскатов грома. Музыкальные реплики создавали напряженное ожидание или сигнализировали о наличии угрозы. По мере того, как экранное повествование переходило от символизма к реализму, сказочные призраки немого кино сменялись монстрами, которые хрюкали, стонали и выли.
Ужас пожирает сам себя (эпоха 1940)
В конце 1930-х годов жанр ужасов пришел в упадок – как по качеству, так и по популярности. Во-первых, сюжет стал шаблонным и предсказуемым, особенно когда одни и те же старые-старые монстры снова и снова вводились в оборот. Во – вторых, фильмы со сверхъестественными, жестокими, научно-фантастическими или фэнтезийными элементами стали мишенью для комитета по цензуре, который был обеспокоен тем, что массы могут поверить или, что еще хуже, имитировать ужасы, которые они видели на киноэкране.
После военный ужас 1950
Фильмы ужасов 1950-х годов радикально отличаются от своих предшественников. Понятно, что они отражали совершенно новый мир. Трудно понять изменения, которые произошли в массовом сознании между 1940 и 1950 годами. Во время Второй мировой войны погибло более 40 миллионов человек, и еще миллионы людей испытали на себе всю жестокость человеческого отношения к друг к другу. Солдаты, вернувшиеся домой, и осиротевшие вдовы пережили слишком много личного ужаса, чтобы пугаться дурацких фантазий о костюмированных монстрах.
Смена поколений 1960
Если каждое поколение получает монстров, которых оно заслуживает, то любители фильмов ужасов этой эпохи получили самих себя. Больше никаких гигантских насекомых или актеров в резиновых костюмах! Вместо этого фильмы ужасов 1960-х были отмечены культурной революцией и потрясены драматическими и часто жестокими новостными событиями: Куба, политические убийства, борьба за гражданские права, холодная война, Вьетнам и сексуальная революция. Теперь ужас представлял собой всего лишь предостережение об опасностях отказа от традиционных ценностей, в совокупности с ослаблением цензуры это позволяло кинематографистам развенчать старые табу и исследовать новые способы изображения секса и насилия. В это же время аудитория стала мудрее и перестала бояться резиновых костюмов. Зритель хотел, чтобы ужас был более реалистичным, правдоподобным, изощренным и касался проблем, с которыми они столкнулись в быстро меняющемся мире. Как раз в этот момент появился мастер своего дела Альфред Хичкок со своими фильмами “Психо” (1960) и “Птицы” (1963)
Семейные ценности в ужасе 1970
Разрушающаяся семейная ячейка породила много страха и недоверия, во многих фильмах того периода ужас не является инопланетянином, совершающим аварийную посадку с другой планеты, вместо этого ужас скрывается дома или в ком то из ваших родственников: мама из фильма (Выводок); Папа из (Сияние); брат из (Хэллоуин); муж (Степфордские жены) и т.д. Они признают, что маленькие личные истории о распаде брака или трудном ребенке более пугающее чем что либо.
Монстры вышли из шкафа
Начало 1980 годов, ознаменовалось появлением новых визуальных эффектов они демонстрировали полноцветный крупный план, взгляд без каких-либо ограничений, спецэффекты, о котором предыдущие мастера искусства могли только мечтать. Все, что скрывалось в тени в старых фильмах ужасов, теперь было вытащено на яркий свет. Монстры, наконец, вышли из шкафа.
Интеллектуальный ужас и психи 1990
Как и в предыдущие десятилетия, фильмы ужасов 1990-х годов питались современными страхами и выдавали их за вымысел. Даже несмотря на то, что холодная война закончилась, людям все еще насильно давали множество причин для страха и все чаще причиняли боль другим: цвет кожи, пол, сексуальные предпочтения, религия, зависимость, болезни, политическая идеология. Фильмы той эпохи также отражали опасения по поводу приближающегося конца тысячелетия. Сбудутся ли древние пророчества? Приведет ли 2000 год к череде разрушительных глобальных событий, известных как Апокалипсис? К счастью, не кто иной, как Арнольд Шварценеггер появился в конце 1999 года, чтобы спасти нас в фильме «Конец света».
Ужас из всех щелей 2000
После того, как на рубеже тысячелетий было предсказано так много ужасных вещей, наступило 1 января 2000 года, и теперь новая повестка дня на последующие годы отразилась в новой жестокости. Монстры должны были измениться. Ушли в прошлое психопаты-одиночки 1990-х.
Снятый в 2001 году, перед терактами 11 сентября, фильм «28 дней спустя» оказался сверхъестественно пророческим, как о знакомых городах, опустошенных катастрофой, так и о глобальной инфекции.
Реальный ужас 2010
С приходом 2010 года, а также вседозволенности мы перестали чувствовать себя в безопасности, где бы мы не были, нас ждало что-то страшное, даже дома появились наши домашние и всеми любимые монстры, Бабадук, Астрал и многие другие. На улице нас ждали инфекции, превращающие нас или наших соседей в нечто.
Странные семьи каннибалов также вернулись, как и истории о молодых парах, покупающих подозрительно дешевый дом, а затем обнаруживающих что-то отвратительное о его предыдущих (или все еще нынешних) жильцах, ну а если вы все же переехали, то ни в коем случае не ходите на чердак и тем более не копошитесь в старых вещах, а то как бы чего то не вышло.