20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»0

Начинаем новый год с подведения итогов года прошедшего: авторы «Киномании» выбрали два десятка главных картин 2022-го. В субъективном списке (в алфавитном порядке) — картины, которые можно было увидеть в кинотеатрах и в сети.

«RRR: РЯДОМ РЕВЕТ РЕВОЛЮЦИЯ»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»1

История дружбы и вражды (но победила все-таки дружба) двух индийских супергероев, противостоящих жестоким британским колонизаторам в Индии 1920-х, всколыхнула в 2022-м весь мир, явно подуставший от однообразных костюмированных представлений Marvel и DC. Фильм режиссера дилогии «Бахубали» С. С. Раджамули — не только самый громкий хит Толливуда за всю его историю и самая дорогая индийская постановка вообще. Это настоящее, бесстрашное кино, снятое с той буйной, безудержной фантазией, которую в Голливуде, будто джинна из бутылки, боятся выпускать на волю. «RRR» — трехчасовой аттракцион с головокружительными погонями, драками с участием едва ли не всей местной фауны, романтикой, драмой, песнями, плясками и большим сердцем внутри всего этого великолепия. (Дмитрий Молчанов)

«БАНШИ ИНИШЕРИНА»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»2

Трагикомедия Мартина МакДоны получила два приза в Венеции: за лучшую мужскую роль (и это не требует каких-либо комментариев — 2022-й вообще стал для Колина Фаррелла едва ли не лучшим годом в карьере) и лучший сценарий. Награда за драматургию особенно показательна как итог большого пути от сложного к простому, проделанного МакДоной — кажется, режиссер и драматург скоро будет доставать готовые истории прямо из просоленного ирландского воздуха. В «Банши Инишерина» анекдотическая повесть о том, как дружба героев Колина Фаррелла и Брендана Глисона лопнула, будто мыльный пузырь, на глазах превращается в библейскую притчу, а затем трансформируется в горькое высказывание о некоммуникабельности, приправленное обманчиво банальным размышлением на тему «жизнь коротка, искусство вечно». (Д. М.)

«ВАРВАР»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»3

Фильм Зака Креггера может претендовать на титул «неожиданность года». Актер, ранее известный в основном по небольшим ролям в комедийных сериалах, внезапно снимает мрачный клаустрофобный хоррор и получает весьма солидные кассовые результаты наряду с хвалебными отзывами критиков. Замысел «Варвара» возник у Креггера, когда он прочитал нон-фикшн о том, что женщинам не стоит игнорировать интуицию и подсознательные тревожные сигналы при повседневном общении с мужчинами. Построенный на этой идее сценарий отлично эксплуатирует привычные в хорроре клише, которых главная героиня намеренно избегает. Но в первую очередь «Варвар» захватывает даже не сюжетными поворотами, персонажами или динамикой, а продуманностью. Здесь все детали идеально дополняют друг друга, напоминая, что фильм как целое всегда есть нечто большее, чем просто сумма частей. (Дмитрий Соколов)

«ВАРЯГ»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»4

Вольная (и очень амбициозная) экранизация «Гамлета» интересна прежде всего своей визионерской стилистикой: в «Варяге» сливаются воедино наиболее яркие элементы режиссерского почерка Роберта Эггерса. Как и в «Ведьме», здесь уделяется огромное внимание историческим деталям. Как и в «Маяке», сюжет пронизан мистическими мотивами и образами, отсылающими к мифологии. Но важнее всего то, что «Варяг» — не механическое смешение разнородных компонентов, но синтез, в котором историческая достоверность органично сочетается с образами сверхъестественных сил: сюжет выстроен как путешествие в духовный мир той эпохи, когда грань между фантазией и реальностью была очень тонка. При этом в «Варяге», в отличие от прошлых работ Эггерса, в разы больше действия: множество подтекстов и богатый символизм редко отвлекают внимание от потоков крови, феодальных интриг и сражений на мечах. (Д. С.)

«ВСЁ ВЕЗДЕ И СРАЗУ»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»5

Если кто-то в 2022-м и преуспел в создании по-настоящему захватывающей мультивселенной, то это определенно не Marvel, а режиссерский тандем «Дэниэлы» — Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт, семь лет назад взорвавшие «Сандэнс» своим безумным дебютом «Человек — швейцарский нож». «Всё везде и сразу» для «Дэниэлов» — семимильный шаг вперед: безумия в истории китайской иммигрантки, мечущейся между параллельными реальностями и семейными проблемами, еще больше, чем в «Человеке — швейцарском ноже», а организован весь этот управляемый хаос куда более изобретательно и тонко, а главное — весело. И, несмотря на лютый абсурд, космический размах и всё прилагающееся кунг-фу, это, конечно же, прежде всего маленькая история о том, как нелады в одной семье могут стать приговором для целой вселенной. (Д. М.)

«ЛАКРИЧНАЯ ПИЦЦА»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»6

Ностальгическое путешествие в уютные американские 1960-е, когда люди жили большими мечтами и большой любовью. В «Лакричной пицце» Пол Томас Андерсон отходит от привычных модернистских эпосов. Это лиричная история о двух влюбленных, которые судорожно ищут себя, не замечая самого главного. Их окружают большие и успешные дяди, но никто из них несчастлив, потому что не любит. У них же есть любовь, но они постоянно проходят мимо, считая, что «американская мечта» важнее. В фильме Андерсона есть много жизни, подлинной и красивой, пронзительный саундтрек из хитов прошлого и незабываемый дуэт дебютантов Аланы Хаим и Купера Хоффмана. (Кирилл Горячок)

«НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»7

Первая немецкая экранизация знаменитого романа Эриха Марии Ремарка вышла неожиданно вовремя и попала в самый нерв эпохи. Режиссер Эдвард Бергер напомнил о витальной энергии классической литературы, которая регулярно становится не просто актуальной, а будто бы написанной сию минуту. Жесткое антивоенное высказывание, живописная демонстрация абсурдности и неестественности человеческой бойни оказались в 2022 году печально уместными. Кроме того, «На Западном фронте без перемен» замечательно и страшно правдоподобно снят, с прекрасной игрой актера Феликса Каммерера, который проводит своего персонажа от наивной восторженности призывника до полной апатии и утраты человеческого облика на поле битвы. (К. Г.)

«НЕВЫНОСИМАЯ ТЯЖЕСТЬ ОГРОМНОГО ТАЛАНТА»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»8

Поразительно, но фильм, в котором Николас Кейдж играет Николаса Кейджа, занятого съемками в фильме про жизнь Николаса Кейджа — отнюдь не разухабистая трэш-поделка. Еще более поразительно то, насколько органично в «Невыносимой тяжести огромного таланта» переплетаются драматические и комедийные интонации. Сценарий обыгрывает множество тем (от профессиональной деформации до зыбкости границ между искусством и жизнью) и при этом эффектно соединяет экшен, комедию и драму. Успех столь пестрой комбинации обеспечивается прежде всего за счет мастерства одного — абсолютно неподражаемого! — актера. Впрочем, кроме Кейджа, в фильме есть выверенный стиль, высокая динамика и неожиданно много сентиментальности. Одним словом — это очень душевное и легкое кино о сложностях жизни. (Д. С.)

«НЕТ»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»9

Не будет лишним напомнить, что Джордан Пил — один из главных американских режиссеров наших дней. После остроумных, витиеватых и одновременно остросоциальных хорроров «Прочь» и «Мы», режиссер снял «Нет» — самый загадочный и одновременно самый смешной свой фильм. Пил не хочет прозябать в рамках одного жанра или стиля, а постоянно раздвигает границы возможного в современном коммерческом фильме ужасов. «Нет» смешивает в себе и вестерн, и историю про нашествие пришельцев, и черную комедию, и бог знает что еще. И вся эта безумная, сюрреалистическая притча жутко увлекательно смотрится, несмотря на довольно туманное высказывание в финале. Все-таки Пила делает большим режиссером именно его способность к иронии при интригующем философском содержании. (К. Г.)

«ПОСТ МОРТЕМ»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»10

Исторический хоррор о деревне, населенной призраками, не зря был выдвинут от Венгрии на «Оскар» — здесь безупречно стильный визуальный ряд соединяется с ненавязчивым, но отчетливым социальным комментарием внутри детективного сюжета. «Пост Мортем» — из тех фильмов, где сеттинг во многом определяет атмосферу: колорит венгерской деревни начала ХХ века передан великолепно. Но, пожалуй, главное достоинство этого мистического слоубернера в том, что локальная история о неупокоенных духах, терзающих живых людей, высвечивает универсальный опыт Европы, связанный с исторической травмой Первой мировой войны. Прошлое населено призраками, говорит нам Петер Бергенди, и тем, кто выжил, лучше оставить его позади. (Д. С.)

«ПРЕСТУПЛЕНИЯ БУДУЩЕГО»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»11

Возвращение Дэвида Кроненберга к жанру боди-хоррора получилось для многих неожиданным. «Преступления будущего» хоть и продолжают темы, заложенные автором в «Экзистенции», «Автокатастрофе» и «Видеодроме», все-таки значительно отличаются от них как по темпу, так и по стилю. Неонуар о том, как пластическая хирургия заменила людям секс, снят камерно и вдумчиво. И за вычурной и провокационной историей на самом деле скрывается не менее глубокий замысел Кроненберга, его размышления о будущем самого понятия «человеческое». При этом «Преступления будущего» развивают типичный для жанра сюжет о противостоянии личности и корпорации, о борьбе за идентичность против коммерциализации, контроля и всеобщей усредненности. В этом анархизме Кроненберг верен себе, и «Преступления будущего» — замечательный эпилог ко всему его творчеству. (К. Г.)

«ПЭРЛ»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»12

Тай Уэст посвятил 2022-й деконструкции и реконструкции слэшера: за один год на экраны вышли сразу два фильма его будущей трилогии, которые не столько реанимируют некогда популярный субжанр, сколько пересобирают его заново. И если первая часть — «Х» — была по большей части синефильской викториной, даря радость узнавания многочисленных источников вдохновения Уэста, то историческая «Пэрл», во многом рифмующаяся с первым фильмом, претендует на большее. Это касается и отсылок к разнообразной классике и мифологии масскульта (пугающее путешествие в дебри американской готики, фрейдистский перевертыш «Волшебника страны Оз», привет Лиззи Борден, неприглядная изнанка шоубиза), и исторических параллелей (действие происходит в эпоху «испанки»). Наконец, «Пэрл» — впечатляющий кровавый бенефис Миа Гот, и уже одного этого было бы более чем достаточно для уверенного попадания в годовой топ. (Д. М.)

«РЕШЕНИЕ УЙТИ»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»13

Для живого классика корейского кино Пака Чхан-ука «Решение уйти» — новый поворот в фильмографии. После поэтичных и жутко красивых триллеров о мести и судьбе режиссер рассказывает романтическую и одновременно печальную историю любви (или ее невозможности?) в форме неонуара и хичкоковского «Головокружения». Детектив, страдающий от бессонницы, роковая женщина, то исчезающая, то вновь возникающая в его жизни, чарующий саундтрек и лаконичная игра артистов: «Решение уйти» — один из самых изысканных и совершенных фильмов года. (К. Г.)

«СВЕЖАТИНКА»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»14

Самое примечательное в дебютном проекте Мими Кейв — то, насколько элегантно «Свежатинка» сочетает элементы драмы, черной комедии и пыточного порно. При этом, хотя сюжет об идеальном парне, который оказался (очень обаятельным) каннибалом — сам по себе отличный материал для трэш-хоррора, сценарий в фильме выстроен на редкость реалистично. Кейв использует шок-контент не для постмодернистской игры со зрителями или в качестве любовного письма эксплотейшнам 1970-х, но прежде всего для того, чтобы ярче обозначить ставки в психологическом поединке людоеда и его жертвы. В этом смысле «Свежатинка» — один из лучших образцов «возвышенного хоррора»: здесь потоки крови и поедание человеческого мяса не затеняют, а лишь подчеркивают серьезные темы — вроде динамики насилия в абьюзивных отношениях. (Д. С.)

«СЯДЬ ЗА РУЛЬ МОЕЙ МАШИНЫ»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»15

В этом году вышло два фильма, заглавие которых повторяет известные песни The Beatles — «Стеклянная луковица» (Glass Onion) и «Сядь за руль моей машины» (Drive My Car). В отличие от постмодернистского и избыточного пиршества Райана Джонсона, картина японца Рюсукэ Хамагути лаконична и по-самурайски строга по форме. История о театральном режиссере, ставящем чеховского «Дядю Ваню», может показаться бессобытийной, но совсем не бессодержательной. Экранизация рассказа Харуки Мураками, «Сядь за руль моей машины» создает эффект вдумчивого и созерцательного проживания жизненного кризиса, разочарования в себе и своем деле. Жизнь и искусство, салон автомобиля и театральная сцена — Хамагути разворачивает перед зрителем объемный мир обрушившихся надежд, населенный мужчинами уязвимыми, но имеющими силы сдерживать боль где-то глубоко внутри. (К. Г.)

«ТОП ГАН: МЭВЕРИК»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»16

Между «Топ Ганом» Тони Скотта и сиквелом Джозефа Косински — 36 лет, целая эпоха. В этом смысле «Мэверик» — что-то вроде машины времени: почти 60-летний Том Круз соревнуется с собой 23-летним (и как минимум не проигрывает), весь высший пилотаж снят камерами в воздухе (сейчас такое обычно рисуют где-нибудь в Weta Digital или ILM), а у загадочной Пенни Бенджамин, оставшейся за кадром первого «Топ Гана», — сногсшибательная внешность Дженнифер Коннелли. Здесь всё зарифмовано и закольцовано так красиво и точно, что язык не поворачивается назвать «Мэверика» упаковкой для расчетливого фансервиса: безусловно, это самый что ни на есть искренний оммаж не только Тони Скотту и первому фильму, но и всему голливудскому кино 1980-х. Эту искренность оценили, кажется, все — «Мэверик» стал самым кассовым фильмом года, получил отличную прессу и бурную овацию в Канне. (Д. М.)

«ФАБЕЛЬМАНЫ»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»17

Как это ни странно, но Стивен Спилберг, заслуженный ветеран Голливуда, на старости лет вступил в совершенно новую, безупречную фазу своего творчества. После грандиозного ремейка «Вестсайдской истории» режиссер поставил полуавтобиографическую историю о своем детстве. Магия кинематографа в «Фабельманах» дает маленькому Сэмми ключ к пониманию его жизни, помогает пережить ссоры родителей, ведет его на пути к своему подлинному призванию. Спилберг обращается к богатой традиции режиссеров ХХ века (от Федерико Феллини до Питера Богдановича), но и через свой собственный опыт и опыт своего поколения рассказывает о силе искусства и бессмертии кино. «Фабельманы» — ровно тот Голливуд, который мы заслужили. (К. Г.)

«ЧЕРНЫЙ ТЕЛЕФОН»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»18

Новый мистический хоррор от Скотта Дерриксона — наглядный пример того, как режиссерское мастерство превращает ворох жанровых штампов в отличный фильм. Девочка с паранормальными способностями, маньяк-похититель детей и даже телефон, соединяющий живых и мертвых — все это неоднократно появлялось в разнообразных ужастиках и триллерах. Но в «Черном телефоне» Дерриксон не только умело обыгрывает идею со звонками от умерших людей на уровне сценария, но и эффектно нагнетает саспенс — причем не за счет привычных уже видений или призраков, но благодаря тщательно выстроенным мизансценам и превосходной игре Итана Хоука. Его немногословный маньяк, который большую часть экранного времени носит непроницаемую маску — безоговорочно самый жуткий и яркий из персонажей фильма. (Д. С.)

«ЧИП И ДЕЙЛ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»19

В эпоху ремейков и ребутов ставка на ностальгию по диснеевским героям 1980-х и 1990-х — вариант столь же очевидный, сколь и беспроигрышный. Но авторы новых «Чипа и Дейла» выбрали не самый прямолинейный подход к обновлению классики, поместив мультяшек в реальный мир. Хотя стилистически «Чип и Дейл спешат на помощь» напоминает «Кто подставил Кролика Рождера», по настроению перезагрузка вышла куда более взрослой, чем фильм Роберта Земекиса или оригинальный мультсериал. Чип и Дейл здесь — не отважные детективы, но актеры, играющие их роль, а за сюжетом о поисках пропавшего коллеги по телешоу скрывается рассказ о бремени славы и крахе старой дружбы. Да, сценарий пестрит взрывами, погонями и драками, но почти каждая шутка здесь — с печальным оттенком. И эта двойственность придает «Чипу и Дейлу» неожиданную драматическую глубину: история о распаде команды бурундуков-спасателей оказывается притчей о боли взросления. Ностальгия здесь не повод для агрессивного фансервиса, а приглашение оглянуться назад с тем, чтобы оживить — пусть и ненадолго — детскую гибкость воображения. (Д. С.)

«ЭКСПРЕСС»

20 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ 2022 ГОДА: ВЫБОР «КИНОМАНИИ»20

Самое яркое впечатление от прошлогоднего российского кино — дебютный полный метр Руслана Братова, режиссера великой короткометражки «Лалай-Балалай». «Экспресс» победил на фестивале «Окно в Европу», где также получил награду за лучший актерский ансамбль, состоящий преимущественно из непрофессионалов, и приз за операторскую работу. И новые лица на экране, и действительно небанальные операторские решения, и, само собой, на удивление уверенная (для дебюта) режиссура снабжают «Экспресс» редкой энергетикой «нестоличного» кино. В результате история о юном черкесском лузере-романтике, зарядившем халявную тысячу на экспресс из восьми событий в букмекерской конторе, из пацанской байки превращается в захватывающую дух трагикомическую одиссею. (Д. М.)

Источник: kinomania.ru

Смотрите другие подборки и топы фильмов от команды KinoGames

Предлагаем почитать также: