Вуайеризм, Лив Тайлер и лето в Тоскане: как «Ускользающая красота» и Бертолуччи прощались с эпохой?

На большие экраны возвращается «Ускользающая красота», которая, как правило, не входит в список лучших фильмов Бернардо Бертолуччи. В момент выхода, в 1996 году, зрители и критики приняли его плохо, а со временем кино почти забылось. Пожалуй, для бунтарских 90-х эстетика итальянского классика, отсылающая то ли к книгам Марселя Пруста, то ли фильмам Жана Ренуара, была слегка чужеродна. Однако, глядя сегодня на эту маленькую картину, трудно не покориться ее печальной красоте — уже не просто ускользающей, но вроде исчезнувшей навсегда. Кроме того, лента может стать ключом ко всему творчеству Бертолуччи, поскольку так или иначе касается всех главных тем фильмографии автора.

Вуайеризм, Лив Тайлер и лето в Тоскане: как «Ускользающая красота» и Бертолуччи прощались с эпохой?0

Вуайеризм, Лив Тайлер и лето в Тоскане: как «Ускользающая красота» и Бертолуччи прощались с эпохой?1 Ускользающая красота (1996)
Stealing Beauty
детектив, драма, мелодрама
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Лив Тайлер, Джереми Айронс, Карло Чекки, Шинед Кьюсак, Донал МакКэнн
Премьера: 30 июня 2022 года
Смотри наВуайеризм, Лив Тайлер и лето в Тоскане: как «Ускользающая красота» и Бертолуччи прощались с эпохой?2

19-летняя американка Люси (Лив Тайлер) приезжает в Тоскану, на виллу друзей своей умершей матери. Поэзия, секс, вино и дивные пейзажи, — местная богема живет здесь, не зная печали. Сперва Люси чувствует себя неловко, глядя на раскованность европейцев, ведь ее пугает физическая связь. Но итальянские каникулы вскоре изменят ее жизнь: Люси узнает правду о своих родителях и найдет первую любовь.

Вуайеризм, Лив Тайлер и лето в Тоскане: как «Ускользающая красота» и Бертолуччи прощались с эпохой?3

Лив Тайлер в роли Люси на кадре из фильма «Ускользающая красота»

Вуайеризм, инцест и поиск отца

Первая же сцена фильма задает тревожный тон и одну из главных тем «Ускользающей красоты». Красавица Люси становится жертвой вуайериста, который снимает ее на ручную камеру в самолете, аэропорту и затем в поезде. Бертолуччи ставит зрителя на место преследователя, заставляя также наблюдать за девушкой, рассматривать ее. С тем же чувством влечения и любопытства позднее Люси рисует художник Иэн (Донал МакКэн). Впрочем, и сам режиссер делает тоже самое: молодая и неземная Лив Тайлер превращается в некую скульптуру, которую камера разглядывает со всех возможных ракурсов.

Юная Люси пишет стихи, мечтает о любви и хочет быть такой же свободной и открытой, как и мать. Новые соседи и друзья посмеиваются над ее девственностью и скромностью. Четыре года назад рядом с этой же виллой Люси впервые поцеловалась с мальчиком Никколо. Они переписывались, но потом письма из Италии перестали приходить. Одно стихотворение, посвященное ей, Люси запомнила наизусть и хранит в сердце до сих пор. Встреча с Никколо — тоже одна из целей ее приезда, но возлюбленный из детства оказывается совсем не тем, кого она воображала. И все остальные парни в округе, скорее, отталкивают, ведь они ищут не любви, а лишь удовольствия.

Вуайеризм, Лив Тайлер и лето в Тоскане: как «Ускользающая красота» и Бертолуччи прощались с эпохой?4

Лив Тайлер в роли Люси на кадре из фильма «Ускользающая красота»

Люси чувствует смятение и дискомфорт из-за направленных на нее мужских глаз. Она знает, что была зачата в результате изнасилования ее матери, и девушка мучительно переживает это. Кроме того, Люси до сих пор не знает, кто ее настоящий отец. Она ищет его среди бывших друзей мамы, известной поэтессы. В какой-то момент «Ускользающая красота» напоминает детектив: героиня собирает зацепки, улики, хоть какие-то свидетельства о том, кто мог быть тем мужчиной. Конечно, поиск отца приобретает инцестуальные мотивы, Люси внутренне стремится пережить опыт матери, одновременно страшась, убегая от него.

В истории взросления и раскрепощения героини нетрудно увидеть многие мотивы из других фильмов Бертолуччи. Открытие какой-то глубинной, чувственной правды о себе часто происходит в его картинах через секс. Этими переживаниями, волнениями полна «Ускользающая красота». Что характерно, один из героев, говорит Люси, что ей нужен дикарь, способный пробудить ее — сразу вспоминается «Последнее танго в Париже». Закрытый мирок богемы, где все живут, ради наслаждения, читают и пишут стихи, влюбляются и тоскуют по любви, но не замечают, что происходит вокруг, отчасти ляжет в основу последующих «Мечтателей». Тема инцеста и поиска отца возникала в творчестве Бертолуччи неоднократно — в «Луне» и «Стратегии паука», как и мотив сексуальной травмы, который, особенно явно проявляется в «Конформисте».

Вуайеризм, Лив Тайлер и лето в Тоскане: как «Ускользающая красота» и Бертолуччи прощались с эпохой?5

Лив Тайлер на съемках фильма «Ускользающая красота»

Конец прекрасной эпохи

За панорамой будто замершей на итальянской вилле жизни Бертолуччи продолжает размышлять и об истории, культуре и искусстве, о движении времени. Это чувствуется и в саундтреке, в котором рок-группы 90-х, вроде Hole и Portishead, соседствуют с Билли Холидей и Моцартом. В том, что рядом с тихой и гедонистской жизнью художников и писателей начинают воздвигать большую телебашню. Престарелый герой Жана Марэ (сам по себе натура уходящая, один из символов богемы середины ХХ века) тщетно клеймит строителей и льет в их сторону воду из шланга. Мир давно не принадлежит ему. Так и писатель-декадент Алекс Пэрриш, сыгранный Джереми Айронсом, все еще листает старые книги, цепляется за жизнь, хотя безнадежно болен. Это ощущение смерти, «ускользания» красоты, как некого мгновения, окутывает пространство фильма и сопровождает чувственную одиссею девушки Люси. Любовь бывает только раз, твердит Пэрриш, и потом она проходит навсегда.

Вуайеризм, Лив Тайлер и лето в Тоскане: как «Ускользающая красота» и Бертолуччи прощались с эпохой?6

Лив Тайлер в роли Люси на кадре из фильма «Ускользающая красота»

Сохранить красоту способен только художник Иэн, который создает скульптуры своих друзей и гостей. Он расставляет статуи по всему саду: иногда можно спутать, где живой человек, а где лишь копия. Так и маленькое приключение Люси становится частью его большой выставки, вернее, завершает ее. Конечно, Иэн — автопортрет Бертолуччи, и, наверное, главный герой «Ускользающей красоты». Неслучайно, на вопрос, почему же его творения так не похожи на прототипы, он отвечает: «разве вы не знаете, что художник всегда рисует лишь самого себя?». Поэтому кино о молодости превращается у режиссера в кино ностальгическое, грустное и даже тревожное. Режиссер создает такую же скульптуру из иконы 90-х, Лив Тайлер, стараясь понять время, услышать в новой музыке отголоски классики. Понимая, впрочем, что сам он давно закован на этой вилле, вместе с героями прошлого.

«Ускользающая красота» в повторном прокате с 30 июня.

Вуайеризм, Лив Тайлер и лето в Тоскане: как «Ускользающая красота» и Бертолуччи прощались с эпохой?7

Лив Тайлер в роли Люси на кадре из фильма «Ускользающая красота»

Источник: film.ru

Смотрите другие обзоры фильмов и трейлеров от команды KinoGames

Предлагаем почитать также: