Недавно стало известно, что Пол Верховен снова собирается снять в Голливуде эротический триллер. По этому поводу вспоминаем хит Верховена «Основной инстинкт» и еще десяток фильмов, прославивших жанр в 1990-е.
Содержание:
«Горячее местечко» (1990)
Первоначально сюжет «Горячего местечка» был написан в 1962 году под Роберта Митчума — одну из главных звезд классических нуаров. Но фильм так и не был снят. Однажды Деннис Хоппер наткнулся на сценарий Чарльза Уильямса и решил его экранизировать, добавив «огонька». В центре сюжета — маскулинный техасский продавец автомобилей Гарри (Дон Джонсон), ждущий от жизни большего. Жажда страсти толкает его на связь с роковой женщиной Долли (Вирджиния Мэдсен), но в глубине души его интересует юная и загадочная Глория (Дженнифер Коннелли). Хоппер вынес наружу то, что в старых черно-белых нуарах оставляли за скобками: от сексуального возбуждения до преступления и смерти — всего лишь один шаг. (Кирилл Горячок)
«Основной инстинкт» (1992)
Фильм Пола Верховена, пожалуй, не актуализировал тему секса в триллере — на рубеже 1980-1990-х рамки дозволенного на экране сильно выросли, достаточно вспомнить клипы Мадонны. «Основной инстинкт» ценен, скорее, каким-то новым образом femme fatal. Если старые нуары наталкивали на мысль, что женщина по природе своей деструктивна по отношению к мужчине, у Верховена героиня Шэрон Стоун издевается над героем Майкла Дугласа из чистого расчета и жажды приключений. Мужчина в «Основном инстинкте» хоть и хочет казаться сильным и контролирующим, всегда оказывается на шаг позади. Он заведомо слаб, потому что не может устоять перед соблазном и возбуждением. И за динамикой отношений двух главных героев безумно интересно наблюдать. (К. Г.)
«Горькая луна» (1992)
Вышедший в один год с «Основным инстинктом», этот фильм Романа Поланского получился во многом смелее и гротескнее. Хотя в основе его лежит как бы детективная линия, все же это лишь форма для режиссера, чтобы поговорить о сексуальности, граничащей с тягой к смерти. «Горькая луна» — осовремененная «Венера в мехах» (неудивительно, что Полански позднее обратится непосредственно к книге Захер-Мазоха), здесь режиссер показывает распад (а в чем-то и обновление) личности через БДСМ-практики и ее деструктивное начало. Образ Эмманюэль Сенье в латексе — один из самых ярких и притягательных во всей фильмографии классика. (К. Г.)
«Щепка» (1993)
«Щепку» можно воспринимать как сиквел «Основного инстинкта» — здесь вновь играет Шэрон Стоун, а сценарий принадлежит тому же Джо Эстерхазу. Хотя режиссер Филлип Нойс — не Пол Верховен, и той же тонкости в режиссуре здесь нет, «Щепка» любопытный пример эволюции образа Стоун, ставшей в тот момент секс-символом. Здесь феминистская линия доведена до предела, герои-мужчины сплошь оказываются маньяками и подонками. Героине Стоун — нью-йоркскому книжному редактору — приходится взять в руки револьвер, чтобы отстоять свою независимость и защититься от насильников и вуайеристов. (К. Г.)
«Ромео истекает кровью» (1993)
Из всех больших режиссеров, участвовавших в реанимации нуара в 90-е, ближе других к классической нуарной форме подобрался Питер Медак. Герой «Ромео истекает кровью» (название фильму дала песня Тома Уэйтса) — продажный коп Джек Гримальди (Гэри Олдмен), который сдает мафии конспиративные квартиры, где полиция прячет важных свидетелей. Джек скопил кругленькую сумму, но грязный бизнес летит ко всем чертям, когда судьба сводит его с безжалостной и невероятно сексуальной убийцей Моной Демарков (Лена Олин). Медак превращает нуар в поле битвы заблудшей души с поистине инфернальным безумием, а пластичный Олдмен и Олин, воплощающая это безумие, становятся идеальными исполнителями режиссерского замысла. (Дмитрий Молчанов)
«Последнее соблазнение» (1994)
Еще один мастер неонуара — Джон Дал — сделал ставку на красоту Линды Фиорентино: в «Последнем соблазнении» она играет аферистку Бриджет, обкрадывающую мужа (Билл Пуллман) и обводящую вокруг пальца наивного провинциала (Питер Берг), чтобы с его помощью поставить в этом деле кровавую точку. Бриджет еще более хладнокровна и расчетлива, чем героиня «Основного инстинкта» — она манипулирует мужчинами, будто фигурками на шахматной доске. Эта холодность могла бы показаться пугающей и даже шокирующей, если бы не джаз в саундтреке и предельная стилизованность ленты в целом. Фиорентино в образе femme fatale эксплуатировали и после, но опытный Уильям Фридкин в «Шлюхе» (кстати, по сценарию все того же Эстерхаза) свою попытку провалил. (Д. М.)
«Разоблачение» (1994)
Вышедший на волне, поднятой «Основным инстинктом», фильм Барри Левинсона в свое время неплохо прошел в прокате, хотя критики встретили его прохладно. Между тем этот корпоративный триллер, как легко заметить из сегодняшнего дня, на годы (если не десятилетия) опередил свое время, поставив в центр сюжета проблему харассмента на рабочем месте. Однако агрессором в «Разоблачении» выступает не мужчина (герой Майкла Дугласа здесь, как и у Верховена, жертва), а женщина (великолепная роль Деми Мур). (Дмитрий Соколов)
«Автокатастрофа» (1996)
С началом 1990-х Дэвид Кроненберг постепенно перешел от исследований трансформаций физических к анализу трансформаций ментальных. В этом смысле «Автокатастрофа» — своего рода золотая середина между ранним и поздним периодами его творчества. По форме это любовная драма, но по содержанию — анализ фетишизма и роли, которую боль играет в сексуальном наслаждении: главный герой (Джеймс Спейдер) обнаруживает, что существует сообщество людей, обожающих заниматься сексом в разбивающихся автомобилях. (Д. С.)
«Связь» (1996)
Первый фильм Лилли и Ланы Вачовски (тогда еще братьев) впоследствии задвинутый в тень грандиозным успехом «Матрицы» — в нем уже виден режиссерский талант, но еще не просматривается визионерская эстетика будущих авторов «Облачного атласа» и «Восхождения Юпитер». Дебютная работа Вачовски — стильный неонуар, закрученный вокруг любовной связи двух женщин (Дженнифер Тилли и Джина Гершон) и одного мужчины (Джо Пантолиано), у которого они планируют украсть крупную сумму денег. Разумеется, осуществить тщательно продуманный план окажется намного сложнее, чем представлялось поначалу. (Д. С.)
«Дикость» (1998)
Неонуарный триллер от Джона МакНотона, известного работами в хорроре («Инопланетянин в чужом теле», «Генри: Портрет серийного убийцы»). Учитель (Мэтт Диллон) в одной из престижных школ оказывается обвиненным в изнасиловании двух учениц (Нив Кэмпбелл и Дениз Ричардс), но вскоре ситуация значительно усложнится, а стороны в этом запутанном деле поменяются не раз и даже не два. Хотя сюжетная интрига под конец с трудом балансирует на грани правдоподобия, смотреть фильм стоит хотя бы ради жарких эротических сцен (включая секс втроем) и отличного актерского состава — на вторых ролях в «Дикости» мелькают Билл Мюррей, Кевин Бейкон и Тереза Рассел. (Д. С.)
«С широко закрытыми глазами» (1999)
Десятилетие секс-нуара закончилось аккордом столь же мощным, сколь и диссонансным, и взял его великий Стэнли Кубрик. Студия Warner Bros. ждала от мастера скандального эротического триллера, а получила странный онейрический нуар, в котором все происходящее пронизано тревогой и больше всего напоминает вялотекущий ночной кошмар. При этом формально Кубрик в своей последней картине все поставленные задачи выполнил — здесь есть и саспенс, и секс, и накал страстей в отношениях персонажей Тома Круза и Николь Кидман, но складываются все эти составляющие в метафору жажды власти и в то же время страха перед ней. (Д. М.)
Источник: kinomania.ru