Рим, закрытый город: рецензия на фильм «Нули и единицы» с Итаном Хоуком

Режиссёр Абель Феррара возвращается с новой лентой о пандемии и наступившем апокалипсисе.

Рецензии6 film.ru Найти с кем пойти в кино ►Смотреть трейлер

Трейлер

Рим, закрытый город: рецензия на фильм «Нули и единицы» с Итаном Хоуком0 Нули и единицы (2021)
Zeros and Ones
война, триллер
Режиссер: Абель Феррара
В ролях: Итан Хоук, Валерио Мастандреа, Кристина Кирьяк, Бабак Карими, Фил Нилсон
Премьера: 18 ноября 2021 года

Солдат Джей Джей (Хоук) прибывает в закрытый на карантин Рим, чтобы найти своего брата-близнеца Джастина (тоже Хоук), анархиста и революционера. Во время поисков герой осознаёт, что является свидетелем неминуемого конца света и что от превращения в брата его отделяет совсем немногое.

«Вам меня не убить», — кричит с пеной у рта затерянный в подвальных помещениях Джастин примерно посередине 85-минутного хронометража. Его пытает компания серьёзно и опасно выглядящих мужчин с помощью сильнодействующего препарата, своеобразной версии сыворотки правды (что конкретно хочет выяснить группа допрашивающих, значения иметь не будет). Далее следуют многочисленные философские восклицания и порывы, демонстрирующие широту навыков и актёрских талантов хамелеона-Хоука, подражателя Уиллема Дефо (музы-коллаборатора режиссёра Феррары). Из груза монологов именно эта фраза останется и будет манифестироваться как героями, так и автором в качестве молитвы, вопрошания, мало удовлетворяющих ответов, отказа следовать правилам, в том числе нарративным.

Итан Хоук в роли Джей Джея на кадре из фильма «Нули и единицы»

Рим, закрытый город: рецензия на фильм «Нули и единицы» с Итаном Хоуком1

Итан Хоук в роли Джей Джея на кадре из фильма «Нули и единицы»

Привыкнуть и примкнуть к экранной, внутренне-внешней тьме и размашистому темпу этого короткого, несвязного, снятого на видеорегистратор вперемешку с квадрокоптером проекта вряд ли получится. Феррара при содействии оператора Шона Прайса Уильямса и композитора Джо Делии погружён в мир наступившего завтра с масками, антисептиками и военными по периметру, в антиромантику локдауна, где даже в помещении целуются исключительно в защитных средствах. Режиссёр сокрушается наступившему режиму и оплакивает когда-то данную свободу, но в самом конце выясняет, что все ограничения выдуманы, а духовный кризис — энергозатратный, неизбежный — высвобождает и позволяет с реальностью всё же хоть как-то мириться. Апокалипсис всегда — кредо Феррары, автора культовых «Плохого лейтенанта» и «Королей Нью-Йорка», который в ходе карьеры регрессировал к преисподней и постоянно заходил на территорию вселенского эпилога (например, в «4:44: Последнем дне на земле»). Здесь он комфортно продлевает свою плеяду персонажей-оболочек и их фантасмагорических или, наоборот, заземлённых одиссей (как в недавних «Сибири», «Томассо», «Пазолини»).

Итан Хоук в роли Джей Джея на кадре из фильма «Нули и единицы»

Рим, закрытый город: рецензия на фильм «Нули и единицы» с Итаном Хоуком2

Итан Хоук в роли Джей Джея на кадре из фильма «Нули и единицы»

На пути Джей Джею, как в милитаристской сказке, встречаются ведущие подпольный бизнес предпринимательницы азиатского происхождения; собратья-военные со страстью к пыткам (отдалённо напоминающие недавний и более линейный «Холодный расчёт» Пола Шредера); зловещие женщины из России, принуждающие героя Хоука совокупляться ради спасения человечества под фолк-саунд. Стриптизёрши-марксистки, имамы, миллиардеры с шампанским и винтовками — бал Сатаны ощутимо знаком, кино на него не приглашает, а проходит мимо, глядя поверхностно, с праздным любопытством. Заторможенность чередуется со сценой взрыва Ватикана, финальной точки человечества, каким бы алчущим и жаждущим правды оно ни было, и стартового толчка самого фильма. Куда же делся Джастин, выжил ли вообще? «Он вознёсся», — отвечает старушка в соборе, и, похоже, сделал верный выбор, ведь на покинутой, немой и разрываемой внутренними противоречиями божьей земле держаться давно не за что.

Действие «Нулей и единиц» отрезвляет изредка, в оценке аудитории мало заинтересовано, нуарной абстрактностью доводит до истощения. 70-летний Феррара, когда-то эмигрировавший из США в Италию и променявший католицизм на буддизм, не замешан в назиданиях о свободе выбора и религии и тем более не бомбит ими сидящих по ту сторону экрана. Постановщик в любопытном, зашифрованном соотношении описывает невозможность принять самостоятельный выбор, неуверенность в вечности (взятой от того самого Рима) и её всегда обрывочный финал. От открытого города остались только воспоминания, новая эра опять здесь, присущий ей страх и слепые поиски свободы продолжаются, их присутствие остаётся непоколебимым.

Источник: film.ru

Смотрите другие обзоры фильмов и трейлеров от команды KinoGames

Предлагаем почитать также: