Рецензия на сериал «Номинация» — трагикомедию Надежды Михалковой о тонкостях киноиндустрии

Автобиографическая история овлиятельной киносемье, пытающейся снять великий фильм.

7 film.ru Найти с кем пойти в кино ►Смотреть трейлер

Трейлер

Рецензия на сериал «Номинация» — трагикомедию Надежды Михалковой о тонкостях киноиндустрии0 Номинация (сериал, 2022-…)

1 сезон, драма
Режиссер: Надежда Михалкова
В ролях: Анна Михалкова, Надежда Михалкова, Людмила Максакова, Андрей Смоляков, Алексей Гришин

Истомины— самая влиятельная семья вроссийской киноиндустрии. После смерти патриарха иклассика советской режиссуры Алексея Истомина его жена и знаменитая актриса Агафья (Людмила Максакова) возглавила фонд его имени, который занимается продюсированием патриотического кино. Ихдочери Вера (Надежда Михалкова) иТатьяна (Анна Михалкова) тоже пошли постопам родителей истали актрисами. Татьяна приняла правила игры— снимается ввоенных фильмах, телесериалах, рекламе. НоВере лицемерие, коррупция ибесталанность уже осточертели. Внутренние отношения всемье Истоминых тоже утратили былую теплоту иискренность. Носудьба сводит мать идочерей насъемках нового фильма посценарию покойного Истомина.

Нетрудно провести параллели между Истомиными наэкране иМихалковыми вжизни. Надежда, конечно, сняла мини-сериал «Номинация» осебе, своем ощущении причастности к главной киносемье страны. Параллели прекрасно угадываются, исостояние российской киноиндустрии подмечено верно. Но, всущности, «Номинация» совсем неотом, как сегодня снимают фильмы,— это лишь фон или, если угодно, зеркало происходящего вокруг.

Анна Михалкова в роли Татьяны на кадре из сериала «Номинация»

Рецензия на сериал «Номинация» — трагикомедию Надежды Михалковой о тонкостях киноиндустрии1

Анна Михалкова в роли Татьяны на кадре из сериала «Номинация»

Сериал Михалковой — наследник давней традиции «кино окино», начатой Феллини иего «Восемь с половиной». Но если встаром шедевре мучительный кинопроцесс был рефлексией большого автора осебе, своих комплексах истрахах, то«Номинация» рассказывает одругом.

Воснове сериала лежит семейный конфликт между дочерями ивластной матерью. Агафья Истомина цинична, привыкла кроскоши и оторвана отреальности, хотя уверена, что все про всех давно поняла. ВИнтернете идут обсуждения коррупционных схем, вкоторых погряз фонд имени еемужа, новдова продолжает самодовольно примерять украшения, дорожить коллекцией произведений искусства и раздавать финансирование назаведомо провальные проекты. Дочки Вера иТатьяна тотально разочарованы вжизни икарьере. Одна давно зарекомендовала себя как скандалистка, мечтающая «свалить» работать вГолливуд, где есть «настоящая индустрия». Другаяже смиренно играет вовсем подряд истольже смиренно терпит нахального мужа-авторитета, который ейизменяет.

Людмила Максакова в роли Агафьи Александровны на кадре из сериала «Номинация»

Рецензия на сериал «Номинация» — трагикомедию Надежды Михалковой о тонкостях киноиндустрии2

Людмила Максакова в роли Агафьи Александровны на кадре из сериала «Номинация»

Над всеми ними висит тень отца— классика советского кино Алексея Истомина, начьих фильмах выросло не одно поколение кинематографистов. Его масштабная фигура олицетворяет советскую культуру —шедевры, которые снимались тогда. Идочки, даиихмать вглубине души чувствуют этот груз— они-то ничего несмогли сделать, лишь живут сего фамилией ипользуются благами мира, который онпостроил. Михалковой очень хорошо удалось передать это чувство апатии вроссийской киносреде. Советское кино кончилось, нопосле него ничего как будто и неначалось. Всеблуждают всимулякрах прошлого, бесконечно стараются воспроизвести былое ивконце концов тонут вдепрессии— или деньгах.

Это выражается ивдовольно презрительном отношении кперестроечному кино дельцов икоммерсантов откинематографа: спиететом упоминается лишь имя Тонино Гуэрра (драматург, работавший сТарковским итемже Феллини), а индустрия воспринимается только как бизнес. Истоминым, даинетолькоим (вспомнить хотябы трогательную сцену вДоме актера, где собираются забытые пожилые артисты ииграют друг для друга Шекспира) хочется великих ролей, великого кино иискусства. Сценариев нет, идей нет, есть только сериал «Императрица», который смотрит вся страна инепросит ниочем больше.

Анна Михалкова в роли Татьяны на кадре из сериала «Номинация»

Рецензия на сериал «Номинация» — трагикомедию Надежды Михалковой о тонкостях киноиндустрии3

Анна Михалкова в роли Татьяны на кадре из сериала «Номинация»

Характерно, что снимаемый «Исход» недоставляет никакого творческого удовлетворения иврядли в конце концов получится (наноминацию вКаннах, окоторой все так грезят, ужточно надеяться нестоит). Все это затевалось только для одной сцены— встречи иразговора дочерей иматери. Хотябы вобразах игриме они смогли поговорить. Ноиэто, получается, уже давно отрепетировал патриарх семьи, написавший сценарий, вот что самое печальное.

Если отложить всторону авторскую рефлексию окинематографе, «Номинация» все-таки чувствуется недописанной, заметно, что Михалкова говорит меньше, чем знает ичувствует. Каких-то по-настоящему смелых высказываний обиндустрии здесь нет— кого удивишь коррупцией икумовством? Впрочем, авторы исами быстро сворачивают созлободневности кпривычным рельсам семейной драмы.

Неслишком удались комедийные исатирические сцены, некоторые просто расстраивают своей неуместностью: как, например, пробы чернокожей актрисы нароль русской крестьянки, все эти какбы едкие подколы в сторону западной «повесточки» или ужсовсем слабаясцена сполицейской погоней и пончиками. Надежда Михалкова, кнесчастью, часто фальшивит— «пьяную» ейсыграть совсем неудалось, разве что растерянность ей очень к лицу. Зато Анна Михалкова замечательно обыгрывает свой медийный образ. Постепенно она снимает эту маску известной актрисы и показывает обычную женщину вкризисе, укоторой все валится изрук. Пожалуй, еегероиня здесь самая человечная ипонятная.

«Номинация» интересна ощущением безнадежности имеланхолии, царящим всегодняшней индустрии (ишире— вобществе), явно искренне пережитым создателями. Впрочем, «хеппи-энд» для сериала выбран удачный. Кончается онкадрами уже сего съемок. И здесь у всех налицах улыбки, интерес, любопытство. Создается впечатление, что, может, все нетак ужплохо вдействительности, ав«Номинации» проблемы и язвы гиперболизированы. Ногде она, эта грань между вымыслом иреальностью, Истомиными иМихалковыми, советским ироссийским кино, так иостается загадкой.

Источник: film.ru

Смотрите другие обзоры фильмов и трейлеров от команды KinoGames

Предлагаем почитать также: