НИКОГДА НЕ СПИТЕ, ДЕТИ: все части «КОШМАРА НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ» — от худшей к лучшей

НИКОГДА НЕ СПИТЕ, ДЕТИ: все части «КОШМАРА НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ» — от худшей к лучшей0

6 июня исполнилось 75 лет Роберту Инглунду — иконе хоррора и главной звезде «Кошмара на улице Вязов». По такому случаю Дмитрий Соколов ранжировал все 7 частей и спин-офф легендарной франшизы.

«ФРЕДДИ ПРОТИВ ДЖЕЙСОНА» (2003)

НИКОГДА НЕ СПИТЕ, ДЕТИ: все части «КОШМАРА НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ» — от худшей к лучшей1

Фредди Крюгер (Роберт Инглунд) жаждет выбраться из загробного мира, однако новое поколение детей на улице Вязов уже давно не воспринимает всерьез страшилки про сгоревшего заживо маньяка. Чтобы пробраться в их сны, Фредди вытаскивает из глубин ада Джейсона Вурхиза, чтобы тот учинил на улице Вязов резню и наполнил дома страхом.

Кроссовер двух знаменитых хоррор-франшиз в Голливуде разрабатывали с конца 1980-х, но только в 2003-м проект добрался до больших экранов. Режиссер Ронни Ю к тому времени уже реанимировал еще одного маньяка из слэшеров, сняв «Невесту Чаки», так что опыт у него был. И нельзя сказать, что «Фредди против Джейсона» вышел совсем уж блеклым. Скорее перед нами типичный молодежный хоррор эпохи пост-«Крика». Картонные персонажи и обилие CGI здесь соседствуют с кровавыми убийствами и динамичным сюжетом, однако на фоне классических частей «Кошмара…» «Фредди против Джейсона» выглядит быстро забывающимся фанфиком.

«КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ 2: МЕСТЬ ФРЕДДИ» (1985)

НИКОГДА НЕ СПИТЕ, ДЕТИ: все части «КОШМАРА НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ» — от худшей к лучшей2

Фредди Крюгер начинает преследовать новую жертву — тинейджера Джесси Уолша, семья которого заселилась в дом главной героини первой части. Крюгер планирует переселиться в тело Джесси, чтобы получить возможность убивать за пределами мира сновидений.

Сиквел, хотя и был разгромлен критиками, собрал отличную кассу, и со временем стал культовым, причем по весьма неожиданной причине — это один из первых мейнстримных хорроров с гей-подтекстом. Эта линия была особенно заметной в отношениях между главным героем и его учителем физкультуры: сцена убийства, в которой Фредди нещадно полосовал лезвиями связанного в душевой физрука, выглядела как болезненная подростковая фантазия. Кроме того, Марк Паттон, сыгравший Джесси, как выяснилось, действительно гей. Но если отвлечься от темы ЛГБТ, то второй «Кошмар…» заметно слабее первого концептуально: не вполне ясно, зачем Фредди становиться человеком — ведь во снах его возможности убивать поистине беспредельны.

«КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ 5: ДИТЯ СНА» (1989)

НИКОГДА НЕ СПИТЕ, ДЕТИ: все части «КОШМАРА НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ» — от худшей к лучшей3

Элис, победившая Крюгера в прошлом фильме, готовится стать матерью, но вскоре ее друзья начинают умирать один за другим, и девушка понимает, что опасность грозит и ее ребенку. Фредди использует сны еще не рожденного сына Элис, чтобы свести счеты с ней самой.

Первый голливудский проект австралийца Стивена Хопкинса получился ярким, но зачастую бессвязным слэшером. В центре сюжета оказались детско-родительские отношения, что придавало истории фрейдистский оттенок (взять хотя бы сцену, в которой мать Крюгера буквально впихивает его обратно в утробу), но сценарий затрагивал слишком много тем, чтобы как-то эффектно использовать этот потенциал. Зато сцены смертей получились на редкость креативными — например, слияние тела одного из героев с мотоциклом прямо во время поездки или драка фаната комиксов с Супер-Фредди. Тем не менее визуальное изящество пятой части не особенно впечатлило зрителей: фильм стал одним из худших по кассовым показателям во всей франшизе.

«КОМШАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ 3: ВОИНЫ СНА» (1987)

НИКОГДА НЕ СПИТЕ, ДЕТИ: все части «КОШМАРА НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ» — от худшей к лучшей4

Родители помещают Кристен Паркер в клинику, где работает Нэнси Томпсон, главная героиня первой части. У Кристен, как и у других пациентов, одна и та же проблема: стоит им заснуть, как за ними начинает охотиться Фредди Крюгер. Но благодаря Нэнси подростки осознают, что каждый из них в мире сновидений обладает сверхспособностями, и, объединившись, «воины сна» могут остановить маньяка.

Уэс Крэйвен, разочарованный сиквелом своего «Кошмара на улице Вязов», в третьей части решил снова взять дело в свои руки, став соавтором сценария (вместе с Фрэнком Дарабонтом). В итоге триквел неплохо выступил в прокате и собрал теплые отзывы критиков. Режиссер Чак Расселл умело соединил мрачную атмосферу с черным юмором: именно с третьей части Крюгер становится главной звездой франшизы, сопровождая убийства хлесткими ванлайнами.

«КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ 6: ФРЕДДИ МЕРТВ» (1991)

НИКОГДА НЕ СПИТЕ, ДЕТИ: все части «КОШМАРА НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ» — от худшей к лучшей5

Трое трудных подростков собираются бежать из шелтера, спрятавшись в минивэне одной из сотрудниц. Но их план раскрывается, когда машина ломается неподалеку от Спрингвуда, городка с той самой улицей Вязов. С этого момента герои попадают во владения Фредди Крюгера, превратившего городок в один большой кошмар.

По настроению фильм, снятый Рейчел Талалей, намного больше напоминает сюрреалистическую черную комедию, нежели хоррор. Как и пятая часть, шестая была построена вокруг семейной истории, однако на этот раз в центре сюжета — семья самого Крюгера, а также история его превращения в монстра. При этом убийства оформлены в комедийном — и даже пародийном — ключе: Фредди забрасывает своих жертв в видеоигру, взрывает барабанные перепонки скрежетом когтей по грифельной доске и то и дело ломает стену между реальным и воображаемым мирами.

«КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ 4: ПОВЕЛИТЕЛЬ СНА» (1988)

НИКОГДА НЕ СПИТЕ, ДЕТИ: все части «КОШМАРА НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ» — от худшей к лучшей6

После победы над Крюгером главные герои третьей части возвращаются к нормальной жизни, но Кристен вновь начинают сниться кошмары, и она убеждена, что маньяк с улицы Вязов все еще рядом. Вскоре ее друзья начинают умирать во сне, и Кристен рассказывает легенду о Фредди Крюгере своей подруге Элис, которой теперь предстоит перенять эстафету в борьбе со злом.

Снятая на излете золотого века слэшеров, четвертая часть — образцовый молодежный ужастик восьмидесятых. Ренни Харлин лихо соединил едва ли не все тогдашние жанровые тренды воедино, создав динамичный, полный ярких смертей экшн-хоррор: здесь есть и кунг-фу, и любовная линия, и сильная главная героиня. Фредди окончательно стал душой и сердцем франшизы, а сны превратились в мизансцены, заполненные ожившими страхами подростков — от внезапного приступа астмы до гигантских тараканов. О популярности Фредди говорит и то, что в том же 1988 году на ТВ вышел сериал-антология «Кошмары Фредди».

«КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ 7» (1994)

НИКОГДА НЕ СПИТЕ, ДЕТИ: все части «КОШМАРА НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ» — от худшей к лучшей7

Хизер Лангенкамп — актриса, игравшая главную героиню первого «Кошмара на улице Вязов» — обнаруживает, что ее сын Дилан страдает от кошмаров, в которых появляется Фредди Крюгер. Хотя все вокруг пытаются убедить Хизер, что все дело в расстройстве психики, она вскоре убеждается в том, что знаменитый убийца из слэшеров — на самом деле древняя демоническая сущность, которая обрела форму благодаря кинематографу.

Крэйвен, вновь занявший режиссерское кресло, впервые опробовал подход, позже ставший основой для «Крика»: маньяк использует хоррор-культуру, стирая грань между искусством и жизнью. Кроме того, режиссер элегантно отменил все прошлые части франшизы, поместив действие в Голливуд. В стилистическом плане седьмой «Кошмар» опирается на классический образ Фредди Крюгера, лишенный черного юмора. Здесь мало убийств, зато много саспенса, а также постмодернистской иронии — фирменной черты грядущей эпохи ремейков.

«КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ» (1984)

НИКОГДА НЕ СПИТЕ, ДЕТИ: все части «КОШМАРА НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ» — от худшей к лучшей8

Компанию подростков с улицы Вязов преследуют одинаковые кошмары, в которых фигурирует человек, вооруженный перчаткой с лезвиями на пальцах. После того как одна из девушек гибнет жуткой смертью, ее подруга Нэнси Томпсон узнает жуткую тайну, которую хранят все родители на улице: когда-то давно они заживо сожгли убийцу детей Фредди Крюгера. Но Крюгер стал призраком, проникающим в сны тинейджеров, и теперь он убивает их одного за другим.

Первый фильм вышел в разгар лихорадки слэшеров, но, в отличие от многих фильмов того времени, он предлагал одну действительно яркую идею — маньяк действовал в пространстве сновидений, что давало огромный простор для фантазии. Хотя в полной мере этот концепт использовали только в сиквелах, уже в первой части Крэйвен отлично продемонстрировал его возможности, постоянно обыгрывая опасность сна и невозможность вечно оставаться бодрствующим. Кроме того, сложно представить успех «Кошмара на улице Вязов» без Роберта Инглунда, харизма которого вскоре стала одной из важнейших движущих сил всей франшизы.

Источник: kinomania.ru

Смотрите другие подборки и топы фильмов от команды KinoGames

Предлагаем почитать также: