Ходячий замок Хаяо: Из чего сделаны волшебные миры Миядзаки?

Хаяо Миядзаки исполняется 81 год! В честь этого мы решили обратиться к творчеству великого японского аниматора и разобрать его на составные части — и, может, наконец объяснить, почему уже столько лет весь мир завораживают миры, созданные этим потрясающим режиссёром.

Детская искренность и взрослая боль


Ходячий замок Хаяо: Из чего сделаны волшебные миры Миядзаки?0 Мой сосед Тоторо (1988)
My Neighbor Totoro
мультфильмы, семейный, фэнтези
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: Тика Сакамото, Хитоcи Такаги, Норико Хидака, Шигесато Итои, Таниэ Китабаяси
Премьера: 22 октября 2020 года

Задолго до Pixar Миядзаки прославился как автор анимационных картин, которые совершенно по-разному воспринимаются зрителями разных возрастов и одинаково подходят всем. Возьмём, скажем, «Моего соседа Тоторо»: с одной стороны, вроде бы прозрачная история о девочках, встретивших лесного духа, — милая и совершенно бесконфликтная (тут вообще нет злодея и плохих персонажей как таковых).

Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо»

Ходячий замок Хаяо: Из чего сделаны волшебные миры Миядзаки?1

Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо»

Но стоит взглянуть чуть глубже, и легко обнаружить рефлексию страха утраты: мама героинь болеет туберкулёзом, и магический эскапизм становится способом бороться со страхом её смерти. Лёгкая на поверхности сказка оборачивается очень личной историей: мать самого Миядзаки была прикована к постели тем же диагнозом, и ему тоже пришлось слишком рано повзрослеть, чтобы ухаживать за ней.

Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо»

Ходячий замок Хаяо: Из чего сделаны волшебные миры Миядзаки?2

Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо»

Хаяо не просто так создаёт все эти потрясающие воображение миры, где фантазия тесно сплетается с реальностью. Для него анимация в том числе и вид терапии. В своём творчестве Миядзаки изливает внутреннюю боль, но находит способ подать её без лишней драматизации. Тот же «Тоторо» — не просто история о страхе потери матери. Это пасторальная утопия, мир мечты Миядзаки, в котором детская искренность побеждает любые, даже самые жуткие проблемы, а взрослые относятся с пониманием к фантазиям (а фантазиям ли?) своих отпрысков. Хаяо помещает личную травму в пространство, которое помогает с ней справиться. В реальности у него такого прибежища не было, но автору удалось построить спасительный край для всех своих зрителей.

Кадр из анимационного фильма «Рыбка Поньо на утёсе»

Ходячий замок Хаяо: Из чего сделаны волшебные миры Миядзаки?3

Кадр из анимационного фильма «Рыбка Поньо на утёсе»

Поэтому и детские мультфильмы мастера не совсем уж детские. Даже намеренно примитивистская «Рыбка Поньо на утёсе» работает на разные возрасты, ведь её автор обращается к очень понятным человеческим проблемам и не держит зрителя за дурака. Не говоря уже о других, более сложных картинах Миядзаки.

Источник: film.ru

Смотрите другие обзоры фильмов и трейлеров от команды KinoGames

Предлагаем почитать также: