Хаяо Миядзаки исполняется 81 год! В честь этого мы решили обратиться к творчеству великого японского аниматора и разобрать его на составные части — и, может, наконец объяснить, почему уже столько лет весь мир завораживают миры, созданные этим потрясающим режиссёром.
Содержание:
Детская искренность и взрослая боль
Мой сосед Тоторо (1988)
My Neighbor Totoro
мультфильмы, семейный, фэнтези
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: Тика Сакамото, Хитоcи Такаги, Норико Хидака, Шигесато Итои, Таниэ Китабаяси
Премьера: 22 октября 2020 года
Задолго до Pixar Миядзаки прославился как автор анимационных картин, которые совершенно по-разному воспринимаются зрителями разных возрастов и одинаково подходят всем. Возьмём, скажем, «Моего соседа Тоторо»: с одной стороны, вроде бы прозрачная история о девочках, встретивших лесного духа, — милая и совершенно бесконфликтная (тут вообще нет злодея и плохих персонажей как таковых).
Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо»
Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо»
Но стоит взглянуть чуть глубже, и легко обнаружить рефлексию страха утраты: мама героинь болеет туберкулёзом, и магический эскапизм становится способом бороться со страхом её смерти. Лёгкая на поверхности сказка оборачивается очень личной историей: мать самого Миядзаки была прикована к постели тем же диагнозом, и ему тоже пришлось слишком рано повзрослеть, чтобы ухаживать за ней.
Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо»
Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо»
Хаяо не просто так создаёт все эти потрясающие воображение миры, где фантазия тесно сплетается с реальностью. Для него анимация в том числе и вид терапии. В своём творчестве Миядзаки изливает внутреннюю боль, но находит способ подать её без лишней драматизации. Тот же «Тоторо» — не просто история о страхе потери матери. Это пасторальная утопия, мир мечты Миядзаки, в котором детская искренность побеждает любые, даже самые жуткие проблемы, а взрослые относятся с пониманием к фантазиям (а фантазиям ли?) своих отпрысков. Хаяо помещает личную травму в пространство, которое помогает с ней справиться. В реальности у него такого прибежища не было, но автору удалось построить спасительный край для всех своих зрителей.
Кадр из анимационного фильма «Рыбка Поньо на утёсе»
Кадр из анимационного фильма «Рыбка Поньо на утёсе»
Поэтому и детские мультфильмы мастера не совсем уж детские. Даже намеренно примитивистская «Рыбка Поньо на утёсе» работает на разные возрасты, ведь её автор обращается к очень понятным человеческим проблемам и не держит зрителя за дурака. Не говоря уже о других, более сложных картинах Миядзаки.
Источник: film.ru