Что происходит за пределами киновселенных Marvel и DC: 15 «альтернативных» супергеройских фильмов. Часть 1 — от «Флэша Гордона» до «Неуязвимого»

Что происходит за пределами киновселенных Marvel и DC: 15 «альтернативных» супергеройских фильмов. Часть 1 — от «Флэша Гордона» до «Неуязвимого»0

Мы остались без «Бэтмена» и ближайших фильмов MCU, но и за пределами киновселенных Marvel и DC тоже есть жизнь. Вспоминаем самые яркие проявления «внесистемной» супергеройской активности.

«Флэш Гордон» (1980)

Что происходит за пределами киновселенных Marvel и DC: 15 «альтернативных» супергеройских фильмов. Часть 1 — от «Флэша Гордона» до «Неуязвимого»1

Во время жесткой посадки самолета футбольная звезда Флэш Гордон и его подруга попадают в дом к гениальному ученому Хансу Заркофу, который берет их с собой в полет на самодельной ракете. Глубоко в космосе троице героев предстоит встретиться с инопланетными цивилизациями и бросить вызов Мингу Безжалостному — тираническому правителю огромной империи, который нацелился захватить Землю.

Флэш Гордон возник в 1930-е как персонаж комиксов, и первые экранизации (в формате многосерийных фильмов) его приключений были сняты в то же время. Однако именно фильм Майка Ходжеса остается наиболее яркой и популярной экранизацией. Снятый на волне бешеной популярности «Звездных войн», «Флэш Гордон» превосходно воплощает дух космической фантастики 1970-х — это богатый на детали, местами аляповатый, но чрезвычайно обаятельный фильм. Помимо музыки Queen и роскошных декораций, стоит отметить отличный актерский состав в лице Макса Фон Сюдова, Тимоти Далтона и Орнеллы Мути.

«Повелители вселенной» (1987)

Что происходит за пределами киновселенных Marvel и DC: 15 «альтернативных» супергеройских фильмов. Часть 1 — от «Флэша Гордона» до «Неуязвимого»2

Где-то в глубинах вселенной идет борьба между злым волшебником Скелетором и могучим воином Хи-Мэном: первый стремится захватить замок Серого Черепа, дающий ключ к неограниченной власти, а второй пытается ему помешать. После того как армия Скелетора одерживает решающую победу, ворвавшись в замок, Хи-Мэн и его друзья бегут на Землю, прихватив с собой космический ключ — артефакт, позволяющий достичь любой точки пространства и времени. Подручные Скелетора немедленно отправляются в погоню, так что теперь угроза нависает над всем человечеством.

«Повелители вселенной» создавались на основе успешной серии игрушек и популярного мультсериала, а режиссером фильма стал Гэри Годдард, ранее работавший создателем аттракционов для «Диснейленда». Это был один из последних крупных проектов легендарной студии Cannon Films, рассчитывавшей с помощью большого хита поправить свое финансовое положение, но фильм провалился в прокате и встретил холодный прием у критиков, что не помешало ему позже приобрести культовый статус. И неудивительно — это громкий, изобретательный и яркий летний блокбастер в сеттинге фэнтезийной фантастики, где звездолеты и бластеры соседствуют с мечами и магией. Кроме прочего, у фильма роскошный каст: Скелетора играет Фрэнк Ланджелла, его соратницу-ведьму — Мег Фостер, а Дольф Лундгрен идеально вписался в образ мускулистого Хи-Мэна.

«Человек тьмы» (1990)

Что происходит за пределами киновселенных Marvel и DC: 15 «альтернативных» супергеройских фильмов. Часть 1 — от «Флэша Гордона» до «Неуязвимого»3

Талантливый ученый Пейтон Уэстлейк (Лиам Нисон), работающий над созданием искусственной кожи, чудом выживает после бандитского налета на свою лабораторию. Но его тело обезображено чудовищными ожогами, и чтобы спасти пациента, доктора прибегают к радикальному методу — купируют нервные окончания, что вызывает ментальные проблемы, но должно спасти Пейтона от невыносимой боли. Бежав из больницы, доктор Уэстлейк становится Человеком тьмы — одиноким мстителем, использующим синтетическую кожу, чтобы отомстить тем, кто разрушил его работу и сломал жизнь.

После культового хоррора «Зловещие мертвецы 2» Сэм Рэйми решил снять для студии Universal супергероейский фильм — и, не получив права на экранизацию «Бэтмена» или «Тени», придумал собственного борца с преступностью. Но о своих жанровых корнях Рэйми не забыл: «Человек тьмы» по стилистике и атмосфере представляет собой уникальный микс хоррора и супергероики, причем с хорошо прописанной драматической линией. Так что именно его можно считать первой серьезной попыткой создать мрачный и реалистичный кинокомикс в рамках мейнстримного кинематографа.

«Тень» (1994)

Что происходит за пределами киновселенных Marvel и DC: 15 «альтернативных» супергеройских фильмов. Часть 1 — от «Флэша Гордона» до «Неуязвимого»4

После Первой мировой войны где-то в Тибете прожигает жизнь американец Ламонт Крэнстон (Алек Болдуин), ставший наркокоролем. Но встреча с мудрецом Тулку, владеющим древними техниками гипноза, кардинально меняет жизнь Крэнстона: он бросает свои криминальные дела и возвращается в Нью-Йорк. Днем Крэнстон — богатый плейбой, а ночью — Тень, гроза преступного мира. Вскоре его главным врагом становится потомок Чинсигхана, вынашивающий планы создания атомной бомбы.

В свое время этот фильм режиссера «Горца» Рассела Малкэхи задумывался как возрождение франшизы, основанной на серии бульварных романов и радиопостановок 1930-х. Но в прокате «Тень» выдала очень слабые результаты (из-за конкуренции с «Маской» и «Королем Львом»), так что проект не получил развития. Тем не менее с чисто художественной точки зрения это крепко сделанный супергеройский фильм в мрачном ретро-сеттинге 1930-х с не самым банальным главным героем.

«Танкистка» (1995)

Что происходит за пределами киновселенных Marvel и DC: 15 «альтернативных» супергеройских фильмов. Часть 1 — от «Флэша Гордона» до «Неуязвимого»5

В постапокалиптической Австралии, превратившейся в засушливую пустыню, правит зловещая корпорация Water & Power, жаждущая контролировать все оставшиеся запасы пресной воды. Против беспощадных монополистов сражается революционерка по кличке Танкистка (Лори Петти) и ее подруги, а также рипперы — разумные мутанты-кенгуру.

«Танкистка» — пожалуй, самый известный проект Рейчел Талалей («Кошмар на улице вязов 6: Фредди мертв», «Призрак в машине»), сейчас работающей в основном на телевидении. Основанный на серии одноименного британского комикса, выходившего с конца 1980-х, фильм был прохладно встречен критикой и провалился в прокате, однако позднее был переосмыслен и получил культовый статус, став одним из ярчайших примеров профеминистского супергеройского кино. В немалой степени этому способствовала и сама героиня: Танкистка, с ее веселым нигилизмом и агрессивной сексуальностью, на фоне привычных женских образов того времени абсолютно не вписывалась в жанровые клише.

«Судья Дредд» (1995)

Что происходит за пределами киновселенных Marvel и DC: 15 «альтернативных» супергеройских фильмов. Часть 1 — от «Флэша Гордона» до «Неуязвимого»6

В постапокалиптических 2130-х большая часть человечества живет в огромных Мега-городах, где пышным цветом расцветает преступность. Для борьбы с криминалом были созданы Судьи — представители органов правопорядка, имеющие лицензию на убийство. Когда Джозеф Дредд, один из лучших Судей в Мега-Сити 1, обвиняется в убийстве, ему приходится бежать из-под стражи и, пробравшись через выжженные пустоши, вернуться в город, чтобы найти того, кто хотел отправить его за решетку.

Хотя первая экранизация популярных британских комиксов «2000 A.D.» (вторую попытку сделали в 2012-м) в свое время была разругана критиками и с треском провалилась в прокате, ее главная проблема связана вовсе не с качеством самого фильма. Дело скорее в контрасте тональностей: вместо кровавого сайфай-экшна с долей социальной сатиры зрителей ждал гибрид мрачного футуристического боевика и полицейской комедии, за которую отвечает весьма неожиданный дуэт Сильвестра Сталлоне и комика Роба Шнайдера. Впрочем, тщательно выдержанный стиль, воссозданный с помощью немалого бюджета, наряду с отменными экшн-сценами превращают «Судью Дредда» в яркий, хоть и слабо связанный с исходным материалом, кинокомикс-эксперимент, проведенный задолго до моды на мрачных супергероев в 2010-е.

«Спаун» (1997)

Что происходит за пределами киновселенных Marvel и DC: 15 «альтернативных» супергеройских фильмов. Часть 1 — от «Флэша Гордона» до «Неуязвимого»7

Морской пехотинец Эл Симмонс, работающий на ЦРУ, гибнет во время очередного задания. В загробном мире он встречается с одним из правителей Ада, который предлагает Симмонсу сделку: возвращение на Землю в обмен на то, чтобы подготовить армию демонов к Армагеддону. Но, вернувшись к жизни в форме демона Спауна, оснащенного некроплазменной броней, Симмонс решает разорвать контракт и вступает в борьбу со злом.

«Спаун», вышедший четверть века назад, был основан на серии одноименных комиксов Тодда МакФарлейна, появившихся в начале 1990-х. В год выхода фильм собрал неплохую кассу, но был разгромлен критиками, хотя в ретроспективе его историческая важность особенно хорошо видна. Во-первых, это был один из первых (и успешных) мейнстримных кинокомиксов с афроамериканским главным героем — за год до марвеловского «Блэйда» и задолго до «Черной Пантеры». Во-вторых, визуальный стиль «Спауна», перенесенный со страниц комикса на экран, был непривычно мрачным и жестоким, предвосхитив тем самым волну, поднятую «Темным рыцарем» Кристофера Нолана.

«Неуязвимый» (2000)

Что происходит за пределами киновселенных Marvel и DC: 15 «альтернативных» супергеройских фильмов. Часть 1 — от «Флэша Гордона» до «Неуязвимого»8

Дэвид Данн (Брюс Уиллис), рядовой охранник на стадионе, чудом выживает при масштабном крушении поезда: он не только остался единственным выжившим, но и не получил ни одной царапины. Эта катастрофа привлекает внимание Элайджи Прайса (Сэмюэл Л. Джексон), продавца комиксов, страдающего от редкой болезни костей — легкий толчок может вызвать у него серию переломов. Прайс пытается убедить недоверчивого Данна, что тот — настоящий супергерой, и чем дальше, тем больше Дэвид начинает в это верить.

«Неуязвимый» был вторым (после «Шестого чувства») хитом М. Найта Шьямалана, задумавшего фильм как историю о становлении супергероя. Но, в отличие от традиционных супергеройских фильмов, «Неуязвимый» не только основан на оригинальном сюжете Шьямалана, но и выстроен как драма о поиске и принятии человеком своей миссии. Успех «Неуязвимого» в прокате и среди критиков указал направление развития для супергероики в кинематографе 2000-х, подготовив почву для фильмов Кристофера Нолана о Бэтмене. Во второй половине 2010-х Шьямалан вернулся к этой истории, сняв «Сплит» и «Стекло» — еще два фильма в той же вселенной.

Источник: kinomania.ru

Смотрите другие подборки и топы фильмов от команды KinoGames

Предлагаем почитать также: