БЕСКОНЕЧНЫЕ ИСТОРИИ: 10 главных фильмов Вольфганга Петерсена

БЕСКОНЕЧНЫЕ ИСТОРИИ: 10 главных фильмов Вольфганга Петерсена0

12 августа в Лос-Анджелесе скончался Вольфганг Петерсен, режиссер «Подводной лодки», «Бесконечной истории» и «Трои». Дмитрий Соколов — о самых важных картинах немецкого постановщика.

«ПОДВОДНАЯ ЛОДКА» (1981)

БЕСКОНЕЧНЫЕ ИСТОРИИ: 10 главных фильмов Вольфганга Петерсена1

Военный корреспондент Вернер (Херберт Грёнемайер) отправляется на борт подводной лодки U-96 во время ее охоты за конвоями союзников в Атлантике. Неопытный и наивный Вернер постепенно отвыкает от пропагандистского пафоса и воочию наблюдает работу экипажа, осознавая разрушительный эффект войны даже для тех, кто не видит мертвых тел и выходит на сушу раз в несколько месяцев.

Первый хит Вольфганга Петерсена, «Подводная лодка» с успехом прошла не только в немецком, но и мировом прокате, несмотря на внушительный хронометраж (почти три часа) и мрачную, отдающую нигилизмом, атмосферу. Картина получила шесть номинаций на «Оскар» и немедленно стала классикой военного кино. В фильме среди прочего можно заметить характерную для Петерсена вольность при работе с чужим материалом: сценарий основан на книге ветерана войны Лотара-Гюнтера Брукхайма, и писатель позже резко критиковал режиссера, говоря, что тот превратил «Подводную лодку» в экшн, хотя Брукхайм писал о войне как о тягостном процессе, иссушающем человечность.

«БЕСКОНЕЧНАЯ ИСТОРИЯ» (1984)

БЕСКОНЕЧНЫЕ ИСТОРИИ: 10 главных фильмов Вольфганга Петерсена2

Тихий и робкий школьник Бастиан, спасаясь от хулиганов, прячется в книжной лавке и обнаруживает там волшебную книгу, переносящую мальчика в сказочную страну Фантазию. Над этим ярким миром воображения нависла смертельная опасность: зловещее Ничто поглощает Фантазию, и только Бастиан может помочь сохранить Фантазию реальной, сделав так, чтобы бесконечная история не закончилась.

Один из ярчайших образцов детского фэнтези 1980-х, «Бесконечная история» во время выхода была едва ли не самым дорогим фильмом, снятым вне Голливуда — но риски окупились сторицей. Экранизация книги Михаэля Энде стала хитом проката не только в США и Западной Европе, но и в СССР, а также породила франшизу (правда, сиквел и триквел оказались заметно слабее оригинала). Это, пожалуй, один из самых известных и долгоживущих фильмов Петерсена: именно заглавную песню из фильма поют герои «Очень странных дел» в финале третьего сезона.

«ВРАГ МОЙ» (1985)

БЕСКОНЕЧНЫЕ ИСТОРИИ: 10 главных фильмов Вольфганга Петерсена3

Во время межзвездной войны два пилота враждующих рас — человек Уиллис Дэвидж (Деннис Куэйд) и гуманоидная рептилия Джериба (Луи Госсет-мл.) — терпят крушение на отдаленной планете. Несмотря на взаимную ненависть, Уиллису и Джерибе приходится объединить силы, чтобы выжить посреди вулканической пустоши.

Экранизация одноименной повести Барри Лонгиера, выигравшей в свое время премии «Хьюго» и «Небьюла», провалилась в мировом прокате, но имела огромный успех в Советском Союзе, став культовой. Причина тому — не только спецэффекты или актерская игра, но и продуманный гуманистический месседж, выдержанный в лучших традициях классической научной фантастики. Футуристический антураж и инопланетные декорации здесь никогда не затеняют центральной идеи о том, что к другому разумному существу — даже если это заклятый враг — всегда можно испытывать сострадание. Неудивительно, что именно немец Петерсен, принадлежащий к послевоенному поколению, смог настолько четко и убедительно выразить эту мысль.

«ВДРЕБЕЗГИ» (1991)

БЕСКОНЕЧНЫЕ ИСТОРИИ: 10 главных фильмов Вольфганга Петерсена4

После жуткой автокатастрофы архитектор Дэн Меррик (Том Беренджер) теряет память. Поначалу Дэн тронут заботой жены Джудит (Грета Скакки), но вскоре начинает замечать странности в ее поведении. Мучимый фрагментами воспоминаний, Дэн постепенно приходит к выводу, что стал частью какого-то хитроумного заговора, участники и цели которого неясны — но его жена определенно играет во всем этом не последнюю роль.

Выйдя незадолго до «Основного инстинкта», этот фильм Петерсена — наряду с «Убей меня снова» Джона Дала и «Горячим местечком» Денниса Хоппера — предвосхитил моду 1990-х на неонуар. Кассовые сборы были небольшими, а критика неоднозначно отнеслась к финальному твисту, но, несмотря на это, «Вдребезги» — крепкий образец конспирологического триллера в духе Хичкока, пусть даже в чем-то ему не хватает убедительности. К тому же, основная проблема с заключительным сюжетным поворотом в первую очередь на совести писателя Ричарда Нили, по книге которого снят фильм.

«НА ЛИНИИ ОГНЯ» (1993)

БЕСКОНЕЧНЫЕ ИСТОРИИ: 10 главных фильмов Вольфганга Петерсена5

В 1963-м Фрэнк Хорриган (Клинт Иствуд), молодой агент секретной службы, не смог остановить Ли Харви Освальда во время покушения на президента Кеннеди. Через 30 лет снедаемый чувством вины и балансирующий на грани алкоголизма Хорриган внезапно получает шанс искупить свои грехи. Вместе с коллегой, агентом Рэйнс (Рене Руссо), он выходит на след террориста по кличке «Бут» (Джон Малкович) и узнает, что планируется убийство действующего президента Соединенных Штатов.

«На линии огня», получивший три номинации на «Оскар», по праву входит в золотой фонд голливудских боевиков 1990-х. Хотя перестрелок и саспенса здесь хватает, Петерсен умело сбалансировал экшн и психологизм — во многом благодаря отличной игре основных актеров, а также выверенной динамике. Талант режиссера по достоинству оценили не только зрители и критики, но и сам президент Билл Клинтон, в интервью Ларри Кингу отметивший реалистичность фильма и актерский талант Клинта Иствуда. Студия, впрочем, не рискнула использовать эти цитаты в рекламе, поскольку маркетологи не были уверены, повредят или помогут раскрутке фильма слова Клинтона.

«ЭПИДЕМИЯ» (1995)

БЕСКОНЕЧНЫЕ ИСТОРИИ: 10 главных фильмов Вольфганга Петерсена6

Провезенная контрабандой в США обезьянка оказывается носителем смертельно опасного вируса, который стремительно распространяется в небольшом калифорнийском городке. По мере того как эпидемия уносит все больше жизней, эксперты из Центра по контролю заболеваний обнаруживают, что армия готовится не просто заблокировать жителей в карантине, но и стереть его с лица земли, чтобы не допустить пандемии.

Задолго до появления коронавируса — и задолго до «Заражения» Стивена Содерберга — Петерсен показал возможность масштабной эпидемии в развитых странах и весьма правдоподобно изобразил ее политические последствия. Опираясь на нон-фишкн Ричарда Престона, сценарий активно использовал описанные в нем варианты развития экзотических эпидемий на территории США. Кстати говоря, в фильме опасность исходит от нового штамма лихорадки Эболы, что предвосхитило африканские эпидемии 2010-х. Но главным источником саспенса у Петерсена выступают не страдания заболевших или паника среди населения, а споры между эпидемиологами и военными.

«САМОЛЕТ ПРЕЗИДЕНТА» (1997)

БЕСКОНЕЧНЫЕ ИСТОРИИ: 10 главных фильмов Вольфганга Петерсена7

После захвата мятежного русского генерала Радека президент США Маршалл (Харрисон Форд) принимает поздравления в Москве. Но, возвращаясь в Вашингтон после торжеств, Маршалл обнаруживает, что на «борт номер один» проникли верные Радеку боевики во главе с Иваном Коршуновым (Гэри Олдмен). Требуя освободить своего лидера, Коршунов берет в заложники экипаж самолета (включая жену и дочь президента), так что Маршаллу ничего не остается, как вспомнить армейское прошлое и самому вступить в схватку с террористами.

Снятый на пике международного влияния США после холодной войны, «Самолет президента» стал не только одним из самых прибыльных проектов Петерсена, но и ярчайшим воплощением эстетики Голливуда 1990-х. Здесь обыграны едва ли не все страхи и штампы того времени: от опасений постсоветского реванша со стороны России до образа Америки (воплощенного президентом) как мирового полицейского. Но, помимо этих культурных аспектов, «Самолет президента» цепляет выверенной динамикой, яркими (хоть и «клюквенными») образами злодеев и харизмой Форда — а также отличным экшном.

«ИДЕАЛЬНЫЙ ШТОРМ» (2000)

БЕСКОНЕЧНЫЕ ИСТОРИИ: 10 главных фильмов Вольфганга Петерсена8

В октябре 1991-го небольшое рыболовецкое судно «Андреа Гейл» в поисках улова отплывает далеко от берегов Ньюфаундленда, несмотря на приближающийся шторм. Собрав большой груз меч-рыбы, экипаж во главе с капитаном Тайном (Джордж Клуни) собирается возвращаться, однако рыбакам придется пройти через набравший силу идеальный шторм.

Фильм-катастрофа, вышедший на волне успеха «Армагеддона», «Смерча» и других подобных лент 1990-х, был снят Петерсеном по книге Себастьяна Юнгера, основанной на реальных событиях. Правда, на этот раз в центре внимания оказались не столько персонажи, сколько бушующая стихия. Но зрителям, в отличие от критиков, такой подход пришелся по нраву: «Идеальный шторм» стал одним из главных хитов 2000 года, и, по традиции, получил парочку номинаций на «Оскар».

«ТРОЯ» (2004)

БЕСКОНЕЧНЫЕ ИСТОРИИ: 10 главных фильмов Вольфганга Петерсена9

После того как царь Агамемнон (Брайан Кокс) объединяет греческие полисы под единой властью, его младший брат Менелай (Брендан Глисон), правитель Спарты, просит помочь с борьбой против Трои — полиса, который занимает стратегически важное положение в Эгейском море. Агамемнон соглашается, и огромная армия греков во главе с непобедимым Ахиллесом (Брэд Питт) готовится к походу, который станет легендой мировой истории.

Этот тяжеловесный (театральная версия идет 2,5 часа, а режиссерская — больше трех), но впечатляющий своим размахом античный эпик стал главным коммерческим успехом Петерсена в 2000-х. Для съемок на Мальте были построены гигантские декорации, привлечены сотни статистов, а бюджет подошел к отметке в $175 миллионов (по другим данным, он достиг $200 миллионов). Но самое примечательное в «Трое» — то, насколько умело Петерсен соединяет европейскую интеллигентность и американскую зрелищность, комбинируя пафосные диалоги и масштабные батальные сцены.

«ПОСЕЙДОН» (2006)

БЕСКОНЕЧНЫЕ ИСТОРИИ: 10 главных фильмов Вольфганга Петерсена10

Роскошный лайнер «Посейдон» пересекает Атлантику в канун Нового года. Но праздник превращается в трагедию, когда блуждающая волна опрокидывает судно. В наступившем хаосе несколько человек — среди них бывший пожарный (Курт Рассел), архитектор (Ричард Дрейфус) и картежник (Джош Лукас) — пытаются выжить сами и спасти своих близких.

Третий (после «Подводной лодки» и «Идеального шторма») фильм Петерсена на морскую тему оказался наименее успешным, но дело тут скорее в неудачном позиционировании, чем в качестве самого фильма. Будучи ремейком фильма-катастрофы 1972 года, «Посейдон» собрал неплохие деньги в прокате, однако не смог повторить успех оригинала, в свое время получившего охапку номинаций на «Оскар». Но даже взыскательные критики отметили высокий уровень спецэффектов и отлично снятые сцены морского бедствия.

Источник: kinomania.ru

Смотрите другие подборки и топы фильмов от команды KinoGames

Предлагаем почитать также: